Учебное пособие первоначального обучения джазовой импровизации для уроков импровизаций в ДМШ. Блюзовая гамма, блюзовые фразы для альт-саксофона и сопрано-саксофона. Первая импровизация по блюзу, блюзовый квадрат. Скачать самые простые блюзовые гаммы для саксофона.

Из чего состоит учебное пособие?

На основе моего опыта преподавания урока импровизации на саксофоне в ДМШ, написал данное пособие. Урок импровизации сейчас обычно в школе длится 20 минут и возникает вопрос, чему учить ученика в это время. Думаю самое главное и простое – это блюз, импровизация на основе блюзовой гаммы.
В данном пособии я чётко обозначил объём материала, последовательность и глубину сложности для изучения учеником с нуля для 20-ти минутного урока.
К нотам для саксофона прилагается клавир – выписанный нотами аккомпанемент фортепиано блюзовых квадратов ( цифровок), поэтому преподаватель может приглашать академического концертмейстера для проведения занятий.
Что же в нотах?

Альт-саксофон

1.Блюзовая гамма.

Блюзовая гамма в восходящем и нисходящем движении четвертными, восьмыми длительностями и триолями.Этот ритм нам будет нужен для построения блюзовых фраз на первоначальном уровне.

Регистр гамм от нижнего “до” первой октавы и до верхнего фа третьей октавы для альт-саксофона, и от нижнего “до” и до звука “ре” третьей октавы в партии сопрано -саксофона.

2.Блюзовые паттерны

Блюзовые фразы, построенные по звукам блюзовой гаммы:

  • короткие – однотактовые, 4 фразы;
  • длинные -двухтактовые, 4 фразы.

3. Ритм паттернов в хлопках

Этот раздел состоит из ритмических фигур паттернов. Хлопаем под метроном. Маленькие нотки -тихо, жирные -громко, тем самым выделяем ритмический контур фразы из триольной пульсации. Темп – удобный для ученика. Прорабатываем все 8 фраз в этом разделе.

4. Этюд – 12-ти тактовый блюз

Разучиваем и играем под рояль блюзовый этюд. Этюд составлен из фраз которые мы выучили во втором разделе. Этот этюд. как пример импровизации на стандартный блюзовый 12-ти тактовый квадрат.

Этюд №4 – компьютерное демо

Скобками обозначены фразы: цифрой один – короткая фраза, однотактовая; цифрой “два” – длинная фраза, двухтактовая.

5. Импровизация из паттернов

Составление по заранее приготовленной схеме блюзовой импровизации из коротких и длинных паттернов.

Под скобочкой с цифрой “один” подставляйте и играйте любую короткую однотактовую фразу, под скобкой с цифрой “два” – любую длинную, двухтактовую. В это разделе предлагается три различных схемы игры. Квадрат можно и нужно играть несколько раз. К этому упражнению тоже прилагаются ноты клавира для концертмейстера.

6.Свободная импровизация на блюзовый квадрат “из головы”

После предыдущей практики теперь приступаем к спонтанной импровизации.Главное условие: блюзовый звукоряд, ритмичность, точная интонация. Импровизируем под аккомпанемент фортепиано.

7. Усложнённые блюзовые фразы

В конце раздела предлагаются более сложные блюзовые фразы для более искусной импровизации.

Клавир

Отдельным файлом идут ноты для фортепиано ко всем импровизационным упражнениям. К примеру этюд в до-мажоре ( тональности в заголовках для альт-саксофона).

Тональности

Для обучения я выбрал самые используемые тональности в блюзе. Для альт-саксофона это:

  • до -мажор, соль-мажор, ре-мажор, ля-мажор, ми-мажор, си-бемоль мажор.

Материал приведённый в описании далее изучается в предлагаемых тональностях.

Благодарю за внимание и проявленный интерес! Успехов!


Данное авторское учебное пособие можно приобрести в магазине SorokinJazz.

На данный момент в продаже только пособие для альт-саксофона. Я планирую в течение лета подготовить аналогичный сборник для сопрано-саксофона.