Учебное пособие первоначального обучения джазовой импровизации для уроков импровизаций в ДМШ. Блюзовая гамма, блюзовые фразы для альт-саксофона. Первая импровизация по блюзу, блюзовый квадрат. Скачать самые простые блюзовые гаммы для саксофона.
Из чего состоит учебное пособие?
На основе моего опыта преподавания урока импровизации на саксофоне в ДМШ, написал данное пособие. Урок импровизации сейчас обычно в школе длится 20 минут и возникает вопрос, чему учить ученика в это время. Думаю самое главное и простое — это блюз, импровизация на основе блюзовой гаммы.
В данном пособии я чётко обозначил объём материала, последовательность и глубину сложности для изучения учеником с нуля для 20-ти минутного урока.
К нотам для саксофона прилагается клавир — выписанный нотами аккомпанемент фортепиано блюзовых квадратов ( цифровок), поэтому преподаватель может приглашать академического концертмейстера для проведения занятий.
Что же в нотах?
Альт-саксофон
1.Блюзовая гамма.
Блюзовая гамма в восходящем и нисходящем движении четвертными, восьмыми длительностями и триолями. Этот ритм нам будет нужен для построения блюзовых фраз на первоначальном уровне.
Регистр гамм от нижнего «до» первой октавы и до верхнего фа третьей октавы для альт-саксофона.
2.Блюзовые паттерны
Блюзовые фразы, построенные по звукам блюзовой гаммы:
- короткие — однотактовые, 4 фразы;
- длинные -двухтактовые, 4 фразы.
3. Ритм паттернов в хлопках
Этот раздел состоит из ритмических фигур паттернов. Хлопаем под метроном. Маленькие нотки -тихо, жирные -громко, тем самым выделяем ритмический контур фразы из триольной пульсации. Темп — удобный для ученика. Прорабатываем все 8 фраз в этом разделе.
4. Этюд — 12-ти тактовый блюз
Разучиваем и играем под рояль блюзовый этюд. Этюд составлен из фраз которые мы выучили во втором разделе. Этот этюд. как пример импровизации на стандартный блюзовый 12-ти тактовый квадрат.
Скобками обозначены фразы: цифрой один — короткая фраза, однотактовая; цифрой «два» — длинная фраза, двухтактовая.
5. Импровизация из паттернов
Составление по заранее приготовленной схеме блюзовой импровизации из коротких и длинных паттернов.
Под скобочкой с цифрой «один» подставляйте и играйте любую короткую однотактовую фразу, под скобкой с цифрой «два» — любую длинную, двухтактовую. В это разделе предлагается три различных схемы игры. Квадрат можно и нужно играть несколько раз. К этому упражнению тоже прилагаются ноты клавира для концертмейстера.
6.Свободная импровизация на блюзовый квадрат «из головы»
После предыдущей практики теперь приступаем к спонтанной импровизации. Главное условие: блюзовый звукоряд, ритмичность, точная интонация. Импровизируем под аккомпанемент фортепиано.
7. Усложнённые блюзовые фразы
В конце раздела предлагаются более сложные блюзовые фразы для более искусной импровизации.
Клавир
Отдельным файлом идут ноты для фортепиано ко всем импровизационным упражнениям. К примеру этюд в до-мажоре ( тональности в заголовках для альт-саксофона).
Тональности
Для обучения я выбрал самые используемые тональности в блюзе. Для альт-саксофона это:
- до -мажор, соль-мажор, ре-мажор, ля-мажор, ми-мажор, си-бемоль мажор.
Материал приведённый в описании далее изучается в предлагаемых тональностях.