Ритмические упражнения в хлопках. Школа джазового ритма

Для развития чувства метрической пульсации, развитии чувства ритма многие школы обучения предлагают занятия хлопками. Приведённые мною упражнения , проверенны практикой и собственным опытом.

Эта школа будет полезна все начинающим и продолжающим музыкантам, вокалистам, будет интересна преподавателям как и джазовых дисциплин, так и академических.

Первую часть Вы можете скачать даром! Желаю интересных занятий!

Первая часть

Первая часть — это разминка, изучаем и осваиваем дуольную, триольную и квартольную пульсацию, постепенно смещая акцент внутри ритмической группы.

Первая строчка — хлопки руками, вторая — топаем ногами, третья — метроном. Акцент — хлопок погромче, обычная нота- обычный хлопок или тихий хлопок.

Как заниматься?

№1 — настройка

Включаем метроном в удобном темпе четверть = 45-60 ( быстрее не надо) и начинаем подстраивать ноги. Топаем переменно, то правой, то левой ступнёй наш бит- клик метронома. Слушаем себя, полная синхронизация — желаемый результат. Теперь подключаем руки — равномерные, ритмичные хлопки вместе с ногами-метрономом. Вот, отлично, мы настроились! Переходим к упражнениям!

№2,3 — дуоли, восьмые длительности

В первом упражнении мы создали основу, наш бит — это монолит: ноги+метроном. Теперь руками делим четверть на две части -восьмые. «Раз-и два-и» -наш дуольный пульс. Разберём детали хлопков руками:

  • №2 — первый хлопок на «раз» тяжёлый, более громкий — это акцент в партии рук. Хлопок на «раз-и» — лёгкий, более тихий, как ощущение в ладонях — это вторая нота. Хлопок на «два» — акцент, громкий. Хлопок на «два-и» — тихий, простая нота. Далее на третью и четвёртую долю такта идёт повторение рисунка, поэтому можно считать только до двух — «раз-и два-и». Слушаем совпадение доли, громкого хлопка с ногами, в тоже время топот ногами должен быть синхронен с метрономом.
  • №3 — смещаем акцент в руках на «и». Каждый второй хлопок теперь громче первого. Теперь звучит так: «раз-И-два-И», не забываем о совпадении тихого первого хлопка с долей, с ногами и метрономом.

№ 4,5,6 — триоли, пульсация свинга.

По той же технологии смещаем акцент с первой ноты, на вторую, а потом на третью ноты. Следим за стройностью и ритмичностью исполнения.

№ 7,8,9,10 — квартоли, шестнадцатые длительности

По той же технологии смещаем акцент с первой ноты, на вторую, на третью а потом на четвёртую ноту. Следим за стройностью и ритмичностью исполнения.

№ 11- этюд

В конце занятия исполняем этюд, хлопаем все длительности без остановки с акцентом на первую ноту.

Занимаясь таким образом по 10-15 минут, каждый день через две недели Вы получите ощутимый результат, Ваше чувства ритма укрепится и игра на музыкальном инструменте станет ритмичнее, а значит профессиональнее

Все упражнения первой части Вы можете скачать разом здесь (кликните)


Продолжение учебного пособия

Новые части школы будет включать в себя работу над ритмическими фразами оркестровой музыки, стили и клаве латиноамериканской музыки, ритмические фразы и рисунки стиля фанк.

Хорошего дня!